Тоска объявлений

Послезавтра во Владивостоке стартует двухмесячный марафон благоустройства. Это значит, что в городе с новой силой возобновится ликвидация незаконных рекламных объявлений, афиш, штендеров и баннеров.
Тоска объявлений

Настоящая беда для узких улочек в центре города — штендеры. Фото: Ольга Журман/РГ

Впрочем, процесс уничтожения всего этого богатства, достигшего в дальневосточной столице умопомрачительных объемов, и не останавливался. В марте на пешеходной улице Адмирала Фокина мэрия начала демонтаж вывесок магазинов и заведений общепита, что, конечно, не понравилось их владельцам. Власти со своей стороны объясняют: наружная реклама не соответствует стандарту, размещается без разрешения, выглядит нелепо, зачастую дублируется. Например, мало того, что над входом висит вывеска, так в окне еще и прикреплен плакатик «Мы всегда вам рады», а у входа на тротуаре красуется штендер с ценами на пирожки.

По сообщению администрации Владивостока, за одну декаду марта специалисты убрали с улицы Адмирала Фокина десять билбордов, щитов и штендеров. А за минувший год в городе выявили 452 незаконные конструкции, больше половины которых были ликвидированы силами муниципального предприятия «Содержание городских территорий», остальные демонтировали их владельцы.

Тоска объявлений
Новый ГОСТ упорядочит установку рекламных щитов на трассах

Как считает эксперт в области охраны памятников истории и культуры Анна Мялк, количество и систему размещения наружной рекламы в краевом центре можно охарактеризовать двумя словами: «пещерный век».

— Образовалась новая объемно-пространственная среда, вызывающая дискомфорт и отвращение у людей хаотичными и агрессивными формами и цветом, изломанными пространствами, — говорит она.

Засилье подобной красоты было минимизировано в 2016 году с внедрением ГОСТа «Наружная реклама на автодорогах и территориях городских и сельских поселений». Тогда количество конструкций уменьшилось с 1,5 до одной тысячи. Но с годами они расплодились вновь, пусть меньше, чем когда-то.

Щиты и билборды (разница в том, что у первых освещение снаружи, у вторых изнутри) рекламодатели любят больше всего. Высоко расположены, издалека видны. Среди них прак­тически нет незаконно установленных. Удалось свести на нет такой вид рекламы, как растяжки через улицу, они, если и появляются, то на время и информируют не о товарах и услугах, а о неких событиях.

Но настоящая беда для узких улочек в центре города — штендеры. Эти раскладывающиеся как стремянки конструкции, часто привязанные к дереву или двери заведения, чрезвычайно популярны. Наверное, потому, что обязательно попадаются на глаза пешеходу, вынужденному между ними лавировать. Штендеры во Владивостоке вне закона. Так решила дума города, приняв летом 2018 года правовой акт по благоустройству. Согласно ему нельзя делать клумбы из покрышек, вредить птицам и муравьям, ездить на танке (ибо машины на гусеничном ходу на тротуарах запрещены), гулять с собаками и тиграми (запрет выгула диких животных оговорен особо) вне специальных площадок. Запрещено также самовольно обшивать здания сайдингом или красить их, жертвовать деревьями ради билбордов и много чего еще, в том числе ставить на тротуарах штендеры.

— Это связано с особенностями нашего города, размером и шириной тротуаров. И что такое штендер? Его вынесли, привязали к дереву, ограждению. Сегодня он стоит в одном месте, завтра — в другом, соответственно, имеет ужасный внешний вид, мешает пешеходам, падает от порывов ветра, — рассказывает начальник городского управления наружной рекламы и информации Татьяна Шахова.

Желание привлечь на законных основаниях внимание к своим товарам или услугам порой превращается для бизнесменов в нерешаемую проблему

Но, даже несмотря на постоянную борьбу чиновников с нарушителями и штрафы в 80 тысяч рублей, штендеры с улиц Владивостока не исчезают.

Еще одна рекламная беда — самовольно размещенные афиши о гастролях артистов. Они появляются на заборах, бетонных подпорных стенках, опорах мостов, торцах зданий.

Недавно сотрудники административно-территориального управления Фрунзенского района полдня отдирали приклеенные на совесть афиши с заборов на Океанском проспекте.

— Акции по уборке незаконной рекламы проводим постоянно. На некоторые адреса приходится приезжать вновь и вновь, так как недобросовестные граждане очень быстро опять заклеивают эти поверхности, — сокрушаются рабочие.

После небольшого перерыва во Владивостоке возобновили работу системы автодозвона. В базу попадают телефонные номера, указанные в незаконно расклеенной рекламе.

Тоска объявлений
Как Екатеринбург становится столицей стрит-арта

— Информацию о таких объявлениях и афишах фиксируют сотрудники административно-территориальных управлений районов. Затем телефоны, которые указаны в такой рекламе, они передают нам, а мы — в Единую дежурную диспетчерскую службу. Ее специалисты и «заводят» эти номера в систему автодозвона, — объясняет механизм Татьяна Шахова.

Уведомление производится днем с интервалом в минуту. В мэрии полагают, что для нарушителей правил благоустройства такие звонки — настоящая головная боль. В подавляющем большинстве случаев незаконные объявления ликвидируются их авторами.

Одним словом, с нелегальной рекламой все ясно. Хуже обстоят дела с легальной. Как ни странно, желание привлечь на законных основаниях внимание к своим товарам или услугам порой превращается для бизнесменов в нерешаемую проблему. На обращения в мэрию о согласовании вывесок и конструкций они чаще всего получают отказ. Причина в том, что не разработаны четкие критерии оценки внешнего облика рекламы. Так что пока чиновники соответствующего департамента информационной политики администрации Владивостока полагаются лишь на свое представление о том, какой она должна быть.

— Нам не разрешили разместить вывеску, в которую был включен логотип компании. И что делать? Работать без вывески? Так нас клиенты не найдут, — задается вопросом сотрудница ветеринарной клиники Елена Латуш.

Подобные претензии были высказаны чиновникам городской администрации на круглом столе, посвященном размещению наружной рекламы. Начальник управления по реализации проектов и поддержке гражданских инициатив Кирилл Батанов признал, что отсутствие критериев создает барьер для бизнеса, и пообещал вынести проблему на рассмотрение координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства.

А как у соседей

На улицах Хабаровска незаконная реклама появляется регулярно. В 2018-м масштабная проверка торговых точек и павильонов выявила около 500 информационных сооружений, владельцы которых обошлись без скучной процедуры получения разрешения. Часть этих конструкций была демонтирована, другую — собственники узаконили. Всего в минувшем году отдел наружной рекламы департамента муниципальной собственности выдал свыше двух тысяч разрешений на установку рекламных конструкций. При этом доходная часть бюджета пополнилась более чем на сто миллионов рублей.

Экономика

Недвижимость

Инфраструктура

Экономика

Товары и цены

Филиалы РГ

Дальний Восток

ДФО

Приморский край

Владивосток

источник: rg.ru